1703-2003 Впервые
в нашем городе состоится праздник, посвященный трубе - музыкальному инструменту,
непосредственно связанному с именем Петра I, с историей России. Художественный руководитель фестиваля Геннадий НИКОНОВ КРУТОЙ ВИРАЖ 13 июня 2003 года многочисленные прохожие и туристы, прогуливающиеся по набережным рек и каналов юбилейного Петербурга, с большим удивлением и интересом слушали призывные звуки трубы, доносившиеся с проплывающего прогулочного теплохода. На самом высоком профессиональном уровне было исполнено почти все из оперно–симфонической классики, написанной для трубы. ( Причем, проплывая по Крюкову каналу мимо Мариинского театра, игралось что–то из репертуара театра, а на Зимней канавке – естественно, мотивы из «Пиковой дамы» ). Лишь некоторые из прохожих догадывались о причинах необычного концерта: это участники Фестиваля Романтической трубы ( а Фестиваль был достаточно хорошо проанонсирован ) выплескивали свои эмоции, накопившиеся в дни праздника трубы, салютуя таким образом своим поклонникам и всему городу. Безусловно, наивысший интерес прошедший с 10 по 13 июня Фестиваль вызвал, конечно же, в среде специалистов. Трубачи Петербурга – города, где жили и творили такие всемирно известные музыканты как В.Вурм, О.Беме, Э.Тронье, А.Шмидт, а ныне находятся в строю корифеи второй половины XX века В.Марголин, Ю.Большиянов, Д.Гинецинский, – давно заслужили этот праздник Романтической трубы. Вдохновителем и организатором Фестиваля стал один из самых ярких и самобытных трубачей города, – солист оркестра Мариинского театра, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Геннадий Никонов. В содружестве с композитором и своим давним партнером Ириной Вакуленко ( их ансамбль «Русский Дуэт» уже давно известен в городе ) при поддержке Генерального спонсора Фестиваля –“Агенство недвижимости “МОДЕРН” ему удалось осуществить редкий в наши дни и очень интересный проект, который стал крупнейшим событием в деле популяризации трубы как сольного инструмента. ( Из последних и самых заметных событий этого ряда нужно вспомнить Бенефис солиста Филармонического оркестра з.а.России И.Шарапова и Брасс–квинтета Филармонии с его же участием, которые, к сожалению, по ряду причин не участвовали в Фестивале.) Даже видавшие виды специалисты открыли для себя на этом Фестивале много нового, необычного и чрезвычайно интересного. В первую очередь, к этому можно отнести выступления главного организатора и самого активного участника – Геннадия Никонова, а также москвичей –Андрея Икова и Владислава Лаврика; теперь уже почти петербуржца –москвича Тимура Мартынова и гостя из Дании Мартина Шустера. Но обо всем по порядку. Творчество Геннадия Никонова в содружестве с Ириной Вакуленко давно привлекает внимание не только любителей трубы, но и тех слушателей, которые ценят в музыканте прежде всего искренность и эмоциональность. Их дуэт не ограничивается традиционными рамками, а, напротив, ищет разнообразные и не совсем обычные формы, делая переложения музыки различных стилей и направлений, в основе которых лежит прежде всего яркая, ясно очерченная мелодическая линия. Диапазон их интересов широк и разнообразен; он простирается от смелых переложений духовных православных песнопений до попурри на темы мюзиклов Ллойда Уэббэра. И столь разная музыка звучит в их исполнении очень свободно и органично, как будто и была написана изначально для трубы. Не менее интересно прозвучали произведения и самой И.Вакуленко – композитора с оригинальным и привлекательным стилем, не лишенным логики, стройности и хорошего знания и чувства возможностей инструмента и солиста: «Соната дождей» для трубы inС. струнного оркестра и клавесина, «Вечеровая песня» на стихи В.Брюсова и «Реминисценции» для трубы, голоса и фортепиано. Наибольший интерес у слушателей вызвали исполненные Г.Никоновым и И.Вакуленко «Элегия» С.Рахманинова, «Канцона» русского композитора доглинкинского периода И.Хандошкина, «Ave Maria» Дж.Каччини. Игре Г.Никонова свойственна необыкновенная одухотворенность; инструмент в его руках поет как человеческий голос,(а то, что свою игру он перемежает с пропеванием фраз своим уникальным контртенором, достойно Книги рекордов Гинесса). Когда он погружается в материал, то не испытывает ни каких технологических проблем. Такое проникновенное музицирование диктует и определяет и правильное дыхание, и мягкость атаки, соответствующее вибрато и полет звука, техническую непринужденность, граничащую с импровизационностью. Слушая его игру, невольно напрашивается сравнение с такими романтиками трубы как Тимофей Докшицер, Нини Россо (Италия ), Аби Зейдер (Эстония ). Отрадным фактом Фестиваля стало присутствие на нем московских гостей. Петербург, наверное, за всю историю не собирал в одно время и в одном месте столь классных московских трубачей. Лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, солист оркестра Большого театра Андрей Иков подтвердил свою высочайшую репутацию, выступив в двух программах – с оркестром ( «Странные мужчины» В.Персикетти ) и на следующий день с фортепиано, исполнив произведения О–Б.Вивиани, Т.Хансена, Ж–Ф.Збиндена, Э.Денисова. Он безупречно владеет всеми приемами игры, необходимыми как классному оркестранту, так и яркому солисту. Запомнилось его выступление на барочной трубе, корнете, трубе piccolo. В его игре привлекает стабильность, правильное ощущение стиля исполняемой музыки, универсализм. Бывший солист Большого симфонического оркестра им.П.Чайковского Всесоюзного радио и телевидения з.а.России Владимир Гончаров ( в этом оркестре он проработал солистом 27 лет, а ныне – солист Государственной симфонической капеллы ) продемонстрировал на Фестивале эавидное творческое долголетие. Он был самым возрастным участником, однако яркость звучания трубы, свободный и прозрачный верхний регистр сделали бы честь любому более молодому трубачу. В первый день Фестиваля В.Гончаров исполнил Концерт И.–Н.Гуммеля на трубе in Es, а на следующий день – «Сельские картинки» Э.Боцца и «Легенду» Дж.Энеску. В.Гончаров – один из выдающихся русских трубачей; в 80–е годы он приглашался солистом Всемирного оркестра под управлением К.–М. Джуллини для исполнения 9 симфонии Г.Малера. В течение долгой карьеры на Радио им сделано большое количество записей для трубы с оркестром, вошедшие в Золотой Фонд. К лучшим его записям можно отнести концерты Гедике, Томази, Тартини, Двойного концерта Вивальди, записанным в дуэте со своим сыном. Представителем новой московской волны – солист Российского Национального Оркестра, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Владислав Лаврик стал для петербургских любителей трубы настоящим открытием. С блеском, артистизмом и тонким вкусом он исполнил пьесу Г.Кларка «Дебютант», заворожил слушателей исполнением на флюгельгорне «Паваны» М.Равеля, а в конце побаловал виртуознейшим «Полетом шмеля» Н.Римского–Корсакова. Игре В.Лаврика присуща высокая инструментальная культура, разноплановость, уверенность. Нет сомнения, что в его лице мы услышали трубача мирового класса. Не менее яркими и запоминающимися стали выступления петербургского трубача Тимура Мартынова и гостя из Дании Мартина Шустера. Автор этих строк готов присоединиться к тем слушателям, кто считает игру этих музыкантов близкой к совершенству как по качеству исполнения, так и по художественному воплощению. Талантливейший петербургский трубач, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Тимур Мартынов ( правда, с этих пор он может стать москвичом, поступив на место солиста одного из Российских Национальных Оркестров ), воспитанник проф. Ю.А.Большиянова, продемонстрировал на Фестивале зрелость, достойную большого мастера. Сыгранный им Концерт для голоса с оркестром Р.Глиэра стал украшением первого дня Фестиваля. Впитав от своего педагога – столпа петербургской школы – все премудрости академизма, Т.Мартынов имеет все, чтобы пойти еще дальше и всегда держать в своей игре разумный баланс инструментальной культуры и вдохновения. И здесь опять уместно вспомнить имя Т.Докшицера, под влияние которого в большей или меньшей степени попадает любой трубач, особенно если он играет музыку уже однажды записанную Т.Докшицером. По моему, Т.Мартынов в исполнении Концерта Р.Глиэра нашел тот самый разумный баланс и попал под влияние Докшицера настолько, насколько это было нужно для собственной трактовки. Украшением второго дня Фестиваля стало выступление в Петрикирхе дуэта из Дании – трубача, лауреата Международных конкурсов, солиста Симфонического оркестра в Орхусе, профессора Королевской Академии Музыки Мартина Шустера и органиста ректора Королевской Академии Музыки, проф. Ульрика Спанг–Ханссена. Через окно, прорубленное когда–то ПетромI, Мартин Шустер привез нам образец европейской культуры, с которой началась и питалась все эти годы петербургская школа. Высокая культура звука, интонационная чистота, ясный стиль исполняемой музыки – все эти качества просто и надежно продемонстрировал большой музыкант из маленького города. На его выступлении был также аншлаг, как и в другие дни, и воодушевленная публика покидала зал после концерта с ощущением, что на трубе играть очень легко. Успеху способствовало и очень тонкое и умное сопровождение органиста У.Спанг–Ханссена. Невозможно было представить, чтобы на Фестивале не прозвучали и коллеги Г.Никонова по оркестру Мариинского театра, где работая под руководством неутомимого В.Гергиева, они уже много лет находятся на переднем крае музыкальной жизни Петербурга. Подтвердили они свое высокое реноме и на Фестивале трубы. Как всегда ярко, смело, с долей экстравагантности выступил лауреат Международных конкурсов Сергей Крючков, исполнив в первый день «В подражание Альбенису» Р.Щедрина в сопровождении Брасс–квинтета С.Баева. На следующий день при исполнении Виолончельной сюиты И–С.Баха в переложении для трубы solo он показал, что ему в одинаковой степени свойственен академизм и глубина мысли. Столь же академично, но уже легко, весело и празднично в исполнении лауреатов Всероссийских и Международных конкурсов Юрия Фокина и Константина Барышева. прозвучал Концерт А.Вивальди для двух труб piccolo в сопровождении Оркестра Российской Национальной Библиотеки под руководством В.Зварийчука. В заключение этого обзора отметим, что на уровне той высокой планки Фестиваля выступили солист Королевской Придворной Капеллы и Стокгольмского оперного театра Элиас Сванберг и солист Российского Национального Оркестра, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Леонид Коркин. И еще. Наверное, не будет большой нескромностью по отношению к гостям Фестиваля, если в этих заметках будет воздано должное профессору Петербургской консерватории, члену Оргкомитета Фестиваля, з.а.России Ю.Большиянову. Раз дело происходило в Петербурге, то и естественным было то, что большинство участников – петербуржцы. И почти все они, за исключением лауреата Всероссийских конкурсов Сергея Баева, – ученики проф.Ю.Большиянова. который уже полвека преподает в Петербургской консерватории. ( «Большинство – большияновцы!» – Такой вот родился каламбур! ) Его жизненный путь и деятельность – предмет отдельной статьи. Здесь лишь отметим, что при его жестких требованиях к школе и традициям, он как никто помогает раскрыться творческой индивидуальности своих учеников, что и было продемонстрировано на Фестивале. Безусловно, украсили бы Фестиваль и ученики з.а.России, проф.В.Марголина, сравнительно не так давно работающего в консерватории, как , впрочем, и участие лучшего на сегодняшний день российского брасс–квинтета Филармонии и его лидера И.Шарапова. Главным же действующим лицом Фестиваля, его движущей силой была Ирина Вакуленко. Без ее таланта, энергии, граничащей с напором, терпения и еще много чего, только ей одной известного, – это событие вряд ли бы состоялось. Она, как мудрый стратег, родила эту идею, воплотила в жизнь и довела до того события, с которого и начался мой рассказ о Фестивале. Воистину, что хочет женщина, то хочет Бог, а не любить трубу Бог никак не может.
Борис ТАБУРЕТКИН,
трубач, экс–солист оркестра Мариинского театра,
преподаватель Музыкального училища им.Н.А.Римского–Корсакова
и Школы–лицея при консерватории. |
Разработка сайта Xpress.ru © 2004 All rights reserved.
|